Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — русский язык ЦЭ
Вариант № 102
1.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Свод­ки по­го­ды три дня обе­ща­ли грозу. (2) Од­на­ко все эти три дня сияло солн­це, и никто уже не верил, что гроза придёт. (3) По­это­му, со­би­ра­ясь в кино, мы не взяли зон­ти­ки.

(4) Гроза за­хва­ти­ла нас не­ожи­дан­но, об­ру­шив на город по­то­ки воды. (5) Пока мы до­бе­жа­ли до бли­жай­ше­го подъ­ез­да, про­мок­ли почти на­сквозь.

(6) Мы вста­ли у двери, но в подъ­езд один за дру­гим стре­ми­тель­но вле­та­ли с улицы про­мок­шие люди, встря­хи­ва­лись, и брыз­ги от них ле­те­ли во все сто­ро­ны. (7) Сна­ча­ла мы не­мно­го ото­дви­ну­лись от по­ро­га, а потом под­ня­лись на лест­нич­ную пло­щад­ку пер­во­го этажа.

(8) На улице вовсю пля­сал и буй­ство­вал дождь. (9) Гряз­ные, мут­ные по­то­ки ли­лись по мо­сто­вой, сбе­га­ли со ска­ме­ек, с крыши бе­сед­ки. (10) Какой-то маль­чиш­ка, босой, в за­ка­тан­ных выше колен шта­нах, вос­тор­жен­но и гром­ко визжа, про­мчал­ся по стре­ми­тель­но­му ручью вдоль тро­туа­ра. (11) Но вот на­ко­нец по­свет­ле­ло, дождь стал сти­хать.

(12) Ты ска­за­ла: «Всё равно в кино мы опоз­да­ли. (13) По­бе­жа­ли домой. (14) Я так давно не бе­га­ла бо­си­ком». (15) Я не стал спо­рить. (16) Дождь ещё сеял, тёплый, лёгкий, весёлый, и на душе было ра­дост­но. (17) Ты была рядом, и мы то­па­ли бо­си­ком по цен­тру гро­мад­но­го го­ро­да.

Най­ди­те в 6-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром зву­ков боль­ше, чем букв. За­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

2.  
i

Ука­жи­те, какие из дан­ных гла­голь­ных форм имеют оди­на­ко­вое стро­е­ние:

1) уди­вив­ший
2) уди­вив
3) удив­лю
4) удивлён
5) уди­вил
3.  
i

Опре­де­ли­те, не­по­сред­ствен­но от каких ча­стей речи об­ра­зо­ва­ны слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  ис­пол­ни­тель­ни­ца

Б)  мас­штаб­ность

В)  про­смот­реть

Г)  ле­пе­та­ние

1)  от гла­го­ла

2)  от су­ще­стви­тель­но­го

3)  от при­ла­га­тель­но­го

4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) рубаш..нка
2) над плеч..м
3) на­пряж..н
4) деш..вый
5) он приш..л
5.  
i

Пи­шет­ся А на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) т..бурет
2) к..снуть­ся
3) выр..стить
4) насл..жде­ние
5) угр..жать
6.  
i

Пи­шет­ся Е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) обж..гать кир­пич
2) пост..гать смысл
3) заб..жать в дом
4) пр..тор­мо­зить у подъ­ез­да
5) мест­ный д..ли­ка­тес
7.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) (не)ско­шен­ные луга; (не)стер­пи­мая обида
2) (не)думая о про­шлом; (не)по­ли­тые утром цветы
3) (не)со­бра­ны до­ка­за­тель­ства; (не)до­сти­жи­мость цели
4) вовсе (не)ста­рый че­ло­век; (не)де­ре­вян­ный дом
5) (не)до­ро­гой, а дешёвый ковёр; (не)обя­зан от­ве­чать
8.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся не:

 

Когда бы мы 1)н.. об­ра­ти­лись к фельд­ше­ру, он 2)н.. разу 3)н.. от­ка­зал нам в по­мо­щи. Мы 4)н.. могли 5)н.. на­пи­сать об этом в ре­дак­цию об­ласт­ной га­зе­ты.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
9.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) небез..звест­ный, дез..нфля­ция
2) ц..ви­ли­за­ция, из­вест­ные муд­рец..
3) двух..ёмкост­ный, нес..едоб­ный
4) вороб..и, обез..ян­ни­чать
5) мой сак­во­яж.., обо­знач.. гра­ни­цу.
10.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) подли..ый, гуси..ый
2) ре­мес­ле..ик, мо­ро­же..ые ягоды
3) тыкве..ый, про­па­ре..ый рис
4) жаре..ые в сме­та­не грибы, све­же­ис­печё..ый
5) тре­бо­ва­ния зако..ы, тучи рас­сея..ы вет­ром
11.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) гру(п/пп)а
2) кожа(н/нн)ый
3) турби(н/нн)ый
4) бе(с/сс)овест­ный
5) ра(с/сс)ша­тать
12.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) упре­кать в сла­бо­во­ли.., лан­дыш..вый
2) на го­лу­бе­ющ..м не­бо­свод..
3) в этой речк.., овраж..к
4) ми­нувш..м днём, пугов..чка
5) из-за ро­бост.., этот доб­ро­вол..ц
13.  
i

Пи­шет­ся Е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) обещ..нный от­пуск
2) она опе­чал..тся
3) не­про­би­ва..мый
4) ис­порт..вший бланк
5) ты за­стрян..шь
14.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (сте­рео)ап­па­ра­ту­ра
2) уха (по)ры­бац­ки
3) (пол)Пу­хо­вич­ско­го рай­о­на
4) (ма­ши­но)стро­и­тель­ный
5) (се­реб­ри­сто)пе­пель­ный
15.  
i

Слит­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Он не чув­ство­вал яр­ко­го света элек­три­че­ско­го фо­на­ри­ка, (в)упор све­тив­ше­го ему в лицо.
2) (B)виду бо­лез­ни пре­по­да­ва­те­ля за­ня­тия от­ме­ни­ли.
3) Щенок го­нял­ся за мной, (при)этом пых­тел, фыр­кал и кусал за ноги.
4) Наш про­вод­ник плохо знал мест­ность, (за)то ока­зал­ся весёлым со­бе­сед­ни­ком.
5) Стадо по­тя­ну­лось из де­рев­ни нам (на)встре­чу.
16.  
i

В сло­во­со­че­та­ни­ях най­ди­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И. За­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

В моём че­мо­дан..; во внут­ренн..м дво­ри­ке; книж­ные стра­ниц..; один узе­лоч..к; сверх..нте­рес­ный фильм.

17.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

Ста­рый дуб, весь пре­об­ражённый, рас­ки­нул­ся ша­тром соч­ной зе­ле­ни; не­обы­чай­но хорош и осин­ник, в ко­то­ром со­че­та­ние зелёных ве­то­чек и си­не­го неба создаёт впе­чат­ле­ние до­ро­го­го ковра, вы­ткан­но­го ис­куст­ной ма­сте­ри­цей.

18.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют упо­треблённому в пред­ло­же­нии на­ри­ца­тель­но­му су­ще­стви­тель­но­му?

 

Мо­ро­же­ное съе­де­но Ан­то­ном ещё вчера.

1) не­оду­шевлённое
2) вто­ро­го скло­не­ния
3) сред­не­го рода
4) упо­треб­ле­но в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа един­ствен­но­го числа
5) яв­ля­ет­ся до­пол­не­ни­ем
19.  
i

Опре­де­ли­те вид под­чи­ни­тель­ной связи в сло­во­со­че­та­ни­ях и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  к тому столу

Б.  мень­ше ми­зин­ца

В.  уме­ние ри­со­вать

Г.  ни­ко­го не ви­нить

1.  со­гла­со­ва­ние

2.  управ­ле­ние

3.  при­мы­ка­ние

20.  
i

Опре­де­ли­те типы ска­зу­е­мых в дан­ных пред­ло­же­ни­ях и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Кто велел тебе рвать цветы в моём саду?

Б)  Дно бочки устла­но со­ло­мой.

В)  Де­лать все вы­чис­ле­ния будут наши ин­же­не­ры.

Г)  Мак­си­мыч готов при­пи­сать ма­туш­ке Волге любые сверхъ­есте­ствен­ные силы.

1)  про­стое гла­голь­ное

2)  со­став­ное гла­голь­ное

3)  со­став­ное имен­ное

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

21.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А.   Ко­неч­но, каж­дая де­ви­ца при­хо­ра­ши­ва­ет­ся по-сво­е­му: одна боль­ше на­ле­га­ет на мыло, дру­гая — на ру­мя­на.

Б.   Как я дол­жен себя вести сей­час и что мне де­лать даль­ше?

В.   Мы были, как го­во­рил охот­ник, пер­вы­ми лю­дь­ми, по­пав­ши­ми в эти места за по­след­ний месяц.

Г.   В кла­дов­ке, куда мы смог­ли на­ко­нец-то по­пасть, я нашёл много ин­те­рес­ных вещей: мед­ный са­мо­вар, ста­рый утюг и ке­ро­си­но­вую лампу.

1)  про­стое осложнённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

22.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) И сюжет, и герой, и юмор , и ко­ми­че­ские приёмы _ всё в филь­мах Чарли Ча­п­ли­на было ново и не­при­выч- но для зри­те­лей на­ча­ла два­дца­то­го века .
2) Вдох­но­ве­ние_ есть осо­бое рас­по­ло­же­ние души к при­ня­тию новых впе­чат­ле­ний и ощу­ще­ний .
3) Резка стек­ла с по­мо­щью ла­зер­но­го луча_ один из спо­со­бов точ­но­го рас­кроя ма­те­ри­а­ла.
4) Пре­об­ра­зо­вы­вать энер­гию Все­лен­ной и ис­поль­зо­вать её на благо всего жи­во­го_ ос­нов­ная функ­ция че­ло­ве­ка в кос­мо­се .
5) Мой друг_ го­сте­при­и­мен, ве­ли­ко­ду­шен и щедр.
23.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) А Митя_ как воды в рот на­брал.
2) Эти слова по­че­му-то вос­при­ни­ма­лись мною_ как по­хва­ла.
3) Живая идея все­гда про­би­ва­лась к жизни_ как трава из-под ас­фаль­та .
4) Это важно для ран­ней ди­а­гно­сти­ки та­ко­го серьёзного за­бо­ле­ва­ния_ как гла­у­ко­ма.
5) Ста­рин­ная над­пись ока­за­лась не чем иным_ как име­нем ма­сте­ра-юве­ли­ра.
24.  
i

В каких пред­ло­же­ни­ях рас­ста­нов­ка зна­ков пре­пи­на­ния со­от­вет­ству­ет при­ведённой ниже схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[... сущ., при­част­ный обо­рот|, ...].

1) Ма­сте­ра из­вле­кая ра­ду­ю­щие взгляд эф­фек­ты из союза скульп­ту­ры с водой со­зда­ли в го­ро­де целую ар­хи­тек­ту­ру фон­та­нов.
2) Вда­ле­ке по­слы­шал­ся по­сте­пен­но уси­ли­ва­ю­щий­ся и пе­ре­хо­дя­щий в пре­ры­ви­стые рас­ка­ты гул.
3) На не­ко­то­рых берёзах обращённых к солн­цу уже по­яви­лись зо­ло­тые серёжки.
4) На ку­стах смо­ро­ди­ны рос­шей вдоль огра­ды тяжёлыми кап­ля­ми ле­жа­ла роса.
5) По тро­пин­ке бе­жа­ла Лиза моя школь­ная по­дру­га и что-то от­ча­ян­но кри­ча­ла.
25.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) 1) Без­услов­но на­учить­ся сов­ме­щать свои цели с по­треб­но­стя­ми об­ще­ства не­лег­ко, но очень важно.
2) 2) А всё-таки по­че­му вы тогда не взяли меня с собой?.
3) 3) У вол­ни­стых по­пу­гай­чи­ков на­рост у ос­но­ва­ния клюва может быть го­лу­бо­го или си­не­го цвета.
4) 4) В озёрах с чи­стой водой го­во­рят можно найти мел­кий жем­чуг бе­ло­ва­то­го или жёлтого цвета.
5) 5) Опыт од­на­ко сви­де­тель­ству­ет, что без тре­ни­ро­вок тут не обой­тись.
26.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как между ча­стя­ми скла­ды­ва­ют­ся изъ­яс­ни­тель­ные от­но­ше­ния:

1) Учёные пред­по­ла­га­ют_ в водах за­ли­ва осе­да­ют мил­ли­о­ны пудов соли.
2) Лу­ка­шин оста­но­вил­ся, по­смот­рел во­круг_ во рву скап­ли­ва­лась вода.
3) Там, в вы­ши­не, уже све­ти­ло лет­нее солн­це_ на земле ещё стоял су­мрак.
4) По­бе­дим_ ка­мен­ный дом по­строю.
5) Ель хо­ро­ша толь­ко при силь­ном сол­неч­ном свете_ тогда её обыч­ная чер­но­та про­све­чи­ва­ет­ся самой гу­стой, самой силь­ной зе­ле­нью.
27.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Осен­нее солн­це осве­ща­ло берёзовые и оси­но­вые ли­стья1)_ и2)_ когда пёстрая листва тре­пе­та­ла от ветра, мне на­чи­на­ло ка­зать­ся3)_ это ты­ся­чи ярких ба­бо­чек4)_ взмах­нув кры­лья­ми5)_ на­пол­ня­ют не­ве­со­мой кра­со­той про­зрач­ный воз­дух

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
28.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Ввер­ху, под ку­по­лом цирка, поблёски­ва­ли ста­лью гим­на­сти­че­ские коль­ца_ и лест­ни­цы, тур­ни­ки_ и тра­пе­ции.
2) Ар­бу­зо­ву в ней нра­вил­ся и её весёлый ха­рак­тер_ и не­обык­но­вен­ная щед­рость_ и утончённая де­ли­кат­ность.
3) Вы­гля­ну­ло солн­це_ и вдруг вся ши­ро­кая степь сбро­си­ла с себя утрен­нюю по­лу­тень_ и за­свер­ка­ла росой.
4) Наука_ и ис­кус­ство су­ще­ству­ют для воз­вы­ше­ния че­ло­ве­ка_ и обо­га­ще­ния его зна­ни­я­ми.
5) Ни кра­со­та_ ни ис­тин­ное сча­стье_ ни ге­ро­изм не нуж­да­ют­ся в вы­со­ких сло­вах.
29.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) На ран­ней заре, когда ещё кри­чат пе­ту­хи и по-чёрному ды­мят­ся избы, я рас­па­хи­ваю окно в про­хлад­ный сад и бегу умы­вать­ся на пруд.
2) Он подошёл к фо­на­рю, прочёл адрес, ко­то­рый был у него в бу­маж­ни­ке и по­до­звал из­воз­чи­ка.
3) На даче я сажаю салат и укроп с таким расчётом, чтобы как толь­ко уро­жай пер­вой по­сад­ки будет съе­ден, по­спе­ла сле­ду­ю­щая пор­ция зе­ле­ни.
4) Когда они вышли на крыль­цо, солн­це спря­та­лось за тучу и по­ве­я­ло хо­ло­дом.
5) Самые бо­га­тые из людей не те кто много по­лу­чал, а те кто щедро раз­да­вал со­кро­ви­ща души людям.
30.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Ни­ко­лай Алек­се­е­вич, по­дой­ди­те сюда! — об­ра­тил­ся Илью­шин к мо­ло­до­му че­ло­ве­ку и по­яс­нил го­стям: — Это наш ху­дож­ник».
2) «Где ж ты те­перь найдёшь это место?» — вздох­нул Сте­пан. — «Кто тебе его по­ка­жет?»
3) Пи­са­тель Л. Лео­нов счи­та­ет, что: «Вся­кая ра­дость стоит сво­е­го труда».
4) «Уже при­ду­ма­ли на­зва­ние для жур­на­ла», — со­об­щил ре­дак­тор.
5) — Толь­ко и зна­ешь, что по­зо­рить меня перед лю­дь­ми! — с от­ча­я­ни­ем про­из­нес­ла мать.
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А30—А32 и В1—В5

(1) Мы при­шли в этот мир, чтобы рас­ши­рить его про­сто­ры, на­пол­нить его све­жим духом на­деж­ды и новых свер­ше­ний. (2) За­бы­вать эту ве­ли­кую мис­сию  — зна­чит об­кра­ды­вать самих себя.

(3) Нель­зя рас­тра­чи­вать жизнь, вы­брав по­зи­цию пас­сив­но­го на­блю­да­те­ля. (4) Нужно, чтобы каж­дое утро нам было ради чего под­ни­мать­ся с по­сте­ли. (5) Как бы ни было тя­же­ло, нужно на­учить­ся меч­тать и ле­тать!

(6) «Раз в жизни фор­ту­на сту­чит­ся в дверь каж­до­го че­ло­ве­ка, од­на­ко очень часто он не слы­шит её стука»,  —- горь­ко шутил Марк Твен.

(7) Про­сто так удача и сча­стье ни­ко­му не па­да­ют с неба. (8) На­сто­я­щий успех  — это когда пред­ва­ри­тель­ная под­го­тов­ка встре­ча­ет­ся с бла­го­при­ят­ной воз­мож­но­стью.

(9) Таких бла­го­при­ят­ных воз­мож­но­стей, во­пре­ки Марку Твену, не так уж и мало.

(10) Беда в том, что редко кто тру­дит­ся над тем, чтобы встре­тить гос­по­жу Фор­ту­ну во все­ору­жии.

(11) Же­ла­ния да­ют­ся че­ло­ве­ку вме­сте со сред­ства­ми, не­об­хо­ди­мы­ми для до­сти­же­ния же­ла­е­мо­го. (12) Не бой­тесь труд­но­стей, меч­тай­те о вы­со­ком и ве­ли­ком. (13) Толь­ко если мы знаем свою цель и по­ни­ма­ем, ка­ко­во наше пред­на­зна­че­ние на этой земле, мы не будем рас­тра­чи­вать силы и время по­пу­сту.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из при­ведённых ниже утвер­жде­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста:

1) Мы при­шли в этот мир, чтобы на­сла­ждать­ся жиз­нью.
2) Жить, вы­брав по­зи­цию сто­рон­не­го на­блю­да­те­ля, — зна­чит рас­тра­чи­вать свои силы и время впу­стую.
3) Удача при­хо­дит не к каж­до­му че­ло­ве­ку, а толь­ко к из­бран­ным.
4) На­сто­я­щий успех при­хо­дит толь­ко к це­ле­устремлённому че­ло­ве­ку, ко­то­рый для осу­ществ­ле­ния своих же­ла­ний сумел вос­поль­зо­вать­ся бла­го­при­ят­ны­ми воз­мож­но­стя­ми.
5) Если че­ло­век знает, чего хочет, он не рас­тра­чи­ва­ет силы впу­стую, а идёт прямо к цели.
32.  
i

Текст к за­да­ни­ям A17, A18 и В1—В9

(1)  Лю­бовь япон­цев к пре­крас­но­му ко­ре­нит­ся в их любви к при­ро­де. (2)  Нужно хотя бы раз уви­деть ост­ро­ва Япо­нии, чтобы по­нять, по­че­му на­се­ля­ю­щий их народ обо­жеств­ля­ет род­ную при­ро­ду.

(3)  Япо­ния  — это стра­на зелёных гор и мор­ских за­ли­вов, су­мрач­ных вул­ка­ни­че­ских озёр и зер­каль­ных мо­за­ик ри­со­вых полей. (4)  Ланд­шаф­ты Япо­нии со­став­ле(н/нн)ы из мяг­ких тонов, при­глушённых влаж­но­стью воз­ду­ха. (5)  Эту сдер­жан­ную гамму вре­мен­но на­ру­ша­ют лишь какие-ни­будь се­зон­ные крас­ки. (6)  На­при­мер, ве­сен­нее цве­те­ние аза­лий или пла­ме­не­ю­щие к осени ли­стья клёнов.

(7)  Мус­сон­ные ветры и тёплое мор­ское те­че­ние сде­ла­ли Япо­нию стра­ной уди­ви­тель­но­го кли­ма­та, где весна, лето, осень и зима сме­ня­ют друг друга на ред­кость пунк­ту­аль­но. (8)  Япон­цы на­хо­дят ра­дость в том, чтобы под­чи­нять при­род­но­му ка­лен­да­рю ритм своей жизни. (9)  Они ста­ра­ют­ся есть опре­делённую пищу, но­сить опре­делённую одеж­ду, при­да­вать долж­ный облик сво­е­му жи­ли­щу. (10)  Они любят при­уро­чи­вать се­мей­ные тор­же­ства к важ­ным при­род­ным яв­ле­ни­ям: цве­те­нию са­ку­ры или осен­не­му пол­но­лу­нию.

(11) Пред­ме­том вос­хи­ще­ния может быть всё, что служ..т окном в бес­ко­неч­ное раз­но­об­ра­зие мира: тра­вин­ка, на ко­то­рой обос­но­вал­ся куз­не­чик, или при­чуд­ли­во изо­гну­тый ко­рень. (12)  Из­дав­на для япон­цев ха­рак­тер­но стрем­ле­ние жить в со­гла­сии с при­ро­дой.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) на­уч­ный стиль речи
2) пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи
3) в пред­ло­же­ни­ях 3−6 пред­став­лен тип речи опи­са­ние
4) в пред­ло­же­ни­ях 11−12 пред­став­лен тип речи по­вест­во­ва­ние
5) за­да­ча речи — дать точ­ную ин­фор­ма­цию о кли­ма­ти­че­ских зонах Япо­нии
33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29, А30 и В1−В5

(1) За скри­пу­чим сто­лом в ка­би­не­те, низко на­гнув­шись над кни­гой или пре­па­ра­том, сидит мой ас­си­стент Пётр Иг­на­тье­вич, тру­до­лю­би­вый, скром­ный, но бес­та­лан­ный че­ло­век, лет трид­ца­ти пяти, уже пле­ши­вый и с боль­шим жи­во­том. (2) Ра­бо­та­ет он с утра до ночи, чи­та­ет много, от­лич­но пом­нит всё про­чи­тан­ное  — и в этом от­но­ше­нии он не че­ло­век, а зо­ло­то. (3) В осталь­ном же про­чем  — это ло­мо­вой конь, или, как иначе го­во­рят, учёный-ту­пи­ца. (4) Ха­рак­тер­ные черты ло­мо­во­го коня, от­ли­ча­ю­щие его от та­лан­та, та­ко­вы: кру­го­зор его тесен и огра­ни­чен спе­ци­аль­но­стью; вне своей спе­ци­аль­но­сти он наи­вен, как ребёнок.

(5) Дру­гая черта  — фан­та­сти­че­ская вера в не­по­гре­ши­мость науки и всего того, что пишут немцы. (6) Он уве­рен в самом себе, в своих пре­па­ра­тах, знает цель жизни и со­вер­шен­но не­зна­ком с со­мне­ни­я­ми и разо­ча­ро­ва­ни­я­ми, от ко­то­рых се­де­ют та­лан­ты. (7) Раб­ское по­кло­не­ние ав­то­ри­те­там и от­сут­ствие по­треб­но­сти са­мо­сто­я­тель­но мыс­лить. (8) Раз­убе­дить его в чём-то труд­но, спо­рить с ним не­воз­мож­но.

(9) Бу­дущ­ность его пред­став­ля­ет­ся мне ясно. (10) Воз­мож­но, за всю свою жизнь Пётр Иг­на­тье­вич при­го­то­вит не­сколь­ко сотен пре­па­ра­тов не­обык­но­вен­ной чи­сто­ты, на­пи­шет много сухих, очень при­лич­ных ре­фе­ра­тов, сде­ла­ет около де­ся­ти доб­ро­со­вест­ных пе­ре­во­дов. (11) Но по­ро­ха он не вы­ду­ма­ет. (12) Для по­ро­ха нужны фан­та­зия, изоб­ре­та­тель­ность, уме­ние уга­ды­вать, а у Петра Иг­на­тье­ви­ча нет ни­че­го по­доб­но­го. (13) Ко­ро­че го­во­ря, это не хо­зя­ин в науке, а ра­бот­ник.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 2−4 слово, упо­треблённое в зна­че­нии 'объём, ши­ро­та ин­те­ре­сов, зна­ний'. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно ис­поль­зо­ва­но в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

( 1) Се­год­ня мы по­го­во­рим с тобою о рус­ском на­род­ном ис­кус­стве, точ­нее, толь­ко об одном его ху­до­же­ствен­ном яв­ле­нии  — ис­кус­стве «зо­ло­той Хох­ло­мы».

(2) Хох­ло­ма  — это уди­ви­тель­ная яр­кость цвета и празд­нич­ность. (3) Ог­нен­но-крас­ный цвет хох­лом­ских из­де­лий, зо­ло­тое си­я­ние за­тей­ли­вых узо­ров вы­зы­ва­ет ощу­ще­ние жар­ко­го пла­ме­ни, огня. (4) И не­да­ром! (5) Со­зи­да­тель­ный огонь пре­вра­тил де­ре­вян­ные по­верх­но­сти по­су­ды в зо­ло­тые. (6) Они бле­стят зо­ло­ти­стым ме­тал­ли­че­ским блес­ком. (7) Всем серд­цем любя род­ную сто­ро­ну и лю­бу­ясь ею, рус­ские люди не толь­ко вос­пе­ва­ли в пес­нях и сказ­ках её не­по­вто­ри­мую кра­со­ту, но и со­зда­ва­ли про­стые пред­ме­ты оби­хо­да. (8) Ма­сте­ра этого на­род­но­го про­мыс­ла укра­ша­ли их яркой на­ряд­ной рос­пи­сью, в ко­то­рой ожили лю­би­мые при­род­ные мо­ти­вы.

(9) Хох­лом­ские ху­дож­ни­ки любят ри­со­вать на по­верх­но­сти своих из­де­лий «ягод­ки»: зем­ля­нич­ку, чер­нич­ку, ма­лин­ку, еже­вич­ку, ря­бин­ку и чёрную и крас­ную смо­ро­дин­ку.

(10) Самый лю­би­мый ор­на­мент ху­дож­ни­ков  — «трав­ка». (11) Как пра­ви­ло, это удлинённые, слег­ка изо­гну­тые тон­кие бы­лин­ки. (12) А если «трав­ки» пре­вра­ти­лись в круп­ные кудри-за­вит­ки, то тогда эти узоры на­зы­ва­ют «ку­дре­ма­ми».

(13) По­же­ла­ни­ем добра, бла­го­по­лу­чия и сча­стья с дав­них пор на Руси счи­та­лись изоб­ра­же­ния цве­ту­щих ку­стов и пло­дов. (14) Пре­крас­ную тра­ди­цию хох­лом­ские ху­дож­ни­ки со­хра­ня­ют и се­год­ня, укра­шая обыч­ные пред­ме­ты на­ряд­ной рос­пи­сью. ( 15) И с этими ве­ща­ми в наш дом при­хо­дят кра­со­та и ра­дость, ко­то­рые щедро дарят нам ма­сте­ра про­мыс­ла.

Ука­жи­те лек­си­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют слову, вы­де­лен­но­му в 3-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) упо­треб­ле­но в зна­че­нии 'склон­ный к вы­дум­кам, за­те­ям, шут­кам'
2) упо­треб­ле­но в зна­че­нии 'за­мыс­ло­ва­тый, не­обыч­ный'
3) СИ­НО­НИМ - шу­точ­ный
4) си­но­ним - при­чуд­ли­вый
5) ан­то­ним - глад­кий.
35.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фра­зео­ло­гиз­ма­ми и их зна­че­ни­я­ми:

А)  ищи ветра в поле

Б)  куда ветер дует

В)  ветер в го­ло­ве гу­ля­ет

Г)  ветер сви­стит в кар­ма­нах

1)  не вернёшь об­рат­но, не найдёшь

2)  такой, ко­то­рый ме­ня­ет свои убеж­де­ния, взгля­ды в за­ви­си­мо­сти от об­сто­я­тельств

3)  со­всем нет денег, пол­ное без­де­не­жье

4)  о лег­ко­мыс­лен­ном, не­серьёзном че­ло­ве­ке

5)  сво­бод­ный, не за­ви­ся­щий ни от кого че­ло­век

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

36.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Мы этого об­ман­щи­ка вы­ве­дем на чи­стую воду.
2) Про­бле­мы, по­став­лен­ные в ста­тье, яв­ля­ют­ся спор­ны­ми и про­блем­ны­ми.
3) Маль­чик от­ве­чал на во­про­сы с каким-то ви­нов­ным видом.
4) Не верю, что такой сим­па­тич­ный чёрный котёнок может пред­ве­щать беду.
5) Вы мне по­мог­ли, и я готов ока­зать вам бла­го­дар­ность.
37.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Маль­чик по­ин­те­ре­со­вал­ся, зачем при­нес­ли так много бу­ма­ги.
2) Вчера до­брал­ся до Ялты и встре­тил там мно­гих при­е­хав­ших дру­зей на отдых.
3) В оран­же­рее не толь­ко вы­ра­ще­ны розы раз­но­об­раз­ных сор­тов, но и ор­хи­деи.
4) Не стану пре­пят­ство­вать твоё про­дви­же­ние по ка­рьер­ной лест­ни­це.
5) Услы­шав ответ, лицо де­вуш­ки по­блед­не­ло.
38.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­ным яв­ля­ет­ся пер­вый из пред­ло­жен­ных в скоб­ках ва­ри­ан­тов:

1) От ка­че­ства (шам­пу­ни, шам­пу­ня) во мно­гом за­ви­сит со­сто­я­ние волос.
2) Можно впол­не огра­ни­чить­ся (трёхста­ми, тре­мя­ста­ми) участ­ни­ка­ми.
3) У (него, его) все­гда семь пят­ниц на не­де­ле.
4) В от­сут­ствие стро­гих со­се­дей мы чув­ство­ва­ли себя (более сво­бод­но, более сво­бод­нее), чем обыч­но.
5) Тре­з­ор (бежит, бегит) рядом, ве­се­ло по­ма­хи­вая хво­стом.